Ценовая политика государства в период нэпа — практическая реализация

Ценовая политика государства в период нэпа: практическая реализация Ценовая политика — неотъемлемая и определяющая составляющая всего комплекса мер по регулированию потребительского рынка. История ее осуществления в период нэпа наглядно иллюстрирует последовательность большевистского государства в проведении курса на ограничение и демонтаж рыночного механизма ценообразования и утверждения командной экономики. В первые два года новой экономической политики регулирующего воздействия государства на сферу товарооборота и, в частности, на политику цен не ощущалось. Комитет цен, созданный 30 августа 1921г.
прайс заправка картриджей

при Уповнаркомфини, и комиссия цен, организованная 25 октября 1922 при президиуме УСНХ, весомого влияния на уровень цен в оптовой и розничной торговли не было и, просуществовав несколько месяцев, прекратили свою работу. Осень 1923 стала поворотным пунктом в истории ценообразования. Отступление государства от экономических методов управления и усиление административно-планового начала в регулировании экономики ярче всего проявился в судьбе принципа «коммерческой свободы» промышленных предприятий. Столкнувшись с кризисом сбыта, органы управления промышленностью директивно приказали снизить цены на промышленные товары. «Сейчас на наших глазах бывшая богиня -» коммерческая свобода «упала под ножом холодного убийцы-советских властей» — констатировал поборник таких методов Ю. Ларин. Результатом административного нажима государства снижение оптовых цен на промышленные товары в течение октября—марта 1923/1924. на 20%, восстановление равновесия между товарной и денежной массой и стабилизация ситуации на рынке. Реализация государственной ценовой политики осуществлялась через соответствующие структуры. По решению Комвнуторгу 3 октября 1923 была создана Межведомственная комиссия цен во главе с И. Лобачев, на которую возлагалась задача ослабления и ликвидации кризиса сбыта за счет рационализации и совершенствования торгового аппарата и регламентации ценовой политики. Аналогичные комиссии создавались и на местах. Регламентация цен на товары распространилась на розничную торговлю и достигла 80% всего рыночного оборота. Контролировались также торговые планы и структура государственных и кооперативных предприятий. Средством экономического регулирования цен и товары первой необходимости были товарные интервенции. Осенью 1924 «мучные интервенции» устраивались в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе. На рынок было выброшено от 80 до 100% необходимого количества муки по ценам на 25 — 30% ниже рыночных. На время цены снизились, но временная акция, которая не имела большого распространения в Украине, не смогла преодолеть тенденцию к повышению розничных цен. Изменилась и ситуация на рынке. Если в 1923 г... На начале 1924 г... Понижение цен как результат совместного действия экономических факторов и административного давления, проходило в условиях кризиса сбыта и снижения спроса на товары, то в июле — сентября 1924 года. Цены снижались в административном порядке при повышении конъюнктуры, когда спрос преобладал предложение. При таких условиях неизбежным был рост цен в неконтролируемых или слабо контролируемых сферах — частном секторе, который держал 80% розничного товарооборота. Разница в снижении цен на оптовом и розничном рынке достигала 10%. Установление максимальных наценок для государственной и кооперативной торговли, введение системы этикетных цен, обязательных для всех видов торговли, не решало проблему согласования оптово-розничных цен. Летом 1925г. Украина вступила в полосу товарного голода. Одной из его причин была некоммерческая политика цен. Искусственное занижение цен на товары в системе государственной и кооперативной торговли служило прекрасным почвой для развития спекуляции. Бороться со спекуляцией и ажиотажем на пути продвижения промышленных товаров от производителя к потребителю обязаны были комиссии при президиуме ВСНХ УССР и Комвнуторзи Украины. В конце 1925 в связи с осложнением ситуации на потребительском рынке непосредственная работа по регулированию цен дополнилась распределением товарных масс. В первом квартале 1924/1925 г... В главных районах хлебозаготовок СССР была предпринята попытка планового завоза товаров. Сущность ее сводилась к централизованному распределению промышленной продукции повышенного спроса в отдельных районах с учетом ряда экономических показателей, в частности: роли района в зернозаготивлях, численности населения, величины покупательского фонда. Благодаря использованию планов завоза предполагалось улучшить снабжение товарами сельских жителей, поскольку в условиях товарного голода значительная часть промышленной продукции реализовывалась в городах и не попадала на периферию. Практика показала, что плановое распределение товарных масс замедлил продвижения товаров к потребителю, он не учитывал сезонные колебания рыночного спроса. В централизованном порядке распределялись не только дефицитные товары, но и вполне достаточно, нормы ввоза товаров устанавливались союзными органами без учета удельного веса Украины в общесоюзном фонде и были явно заниженными. Распространение практики плановых Завозов товаров положило конец коммерческой инициативе промышленных предприятий. Теперь государство не только регламентировало отпускные цены на продукцию трестов, но и указывала, где именно и кому ее нужно реализовать. Вместо создания экономической заинтересованности в продвижении товаров на периферию благодаря соответствующей кредитной, налоговой, тарифной политике государство прибегло к непосредственному административного давления. Ценовая политика государства второй половины 20-х годов оказывалась в непрерывных кампаниях борьбы за снижение розничных цен. Десятого июля 1926 РПО СССР принял постановление о 10% снижении розничных цен. Наркомвнуторг Украины констатировал ее выполнения только на 4%. Семнадцатого февраля 1927г. была издана новая директива, обязывающая государственные и кооперативные организации до 1 июня снизить розничные цены на промышленные товары на 10% по сравнению с январем 1927. По данным Наркомвнуторгу Украины февральская директива РПО выполнена — снижение цен на промышленную продукцию в городах колебалось от 8,6% до 10,4%, в сельской местности он составил — 9,5%. В то же время в официальных сводках отмечалось, что снижение цен проходило исключительно за счет значительного сокращения доходов торговых организаций, ухудшение качества и ассортимента промышленной продукции. В ходе кампании за невыполнение директивы к судебной ответственности были привлечены 643 организации. Для потребителей конкретные результаты удешевления товаров оценить трудно, так как в начале кампании различные организации и города имели разный уровень цен. Так, в Харькове после 10% снижения макароны стоили 45 коп. за килограмм, а в Артемовске без всякого снижения — 40 коп., в Полтаве после снижения на 4% — 48 коп., а в Одессе после 50-процентного снижения — 38 коп. Это касается цен государственных и кооперативных магазинов, на свободном рынке они были еще пестрее. В общем многочисленные государственные кампании снижения цен и планы распределения товарных имеет не улучшили ситуации на рынке. В торговой системе ощущалась острая нехватка товаров первой необходимости. В отдельных городах перешли к нормированному распределению некоторых товаров через закрытые распределители. Итак, если отдельные факты государственного регулирования цен, еще не оформлены в единую систему мер, отмечались задолго до осени 1923 а с этого периода началось регулирование цен по всему фронту, то с весны 1925 возникла новая категория — «плановая цена». Регулирование цен превратилось в их планирования на всех уровнях. Для успешной проведения кампаний снижения цен, ликвидации недостатков товарооборота и содействию оздоровления потребительского рынка, широкому удовлетворению потребностей потребителей создавалось большое количество различных комиссий. Сформировалась сеть заведений, которые взяли на себя функцию сбалансирования спроса и предложения, лишив тем самым экономического содержания цены. Дальнейшее вмешательство директивно плановых органов в эмиссионную политику и ценообразования привело к окончательному выводу цен из равновесия с рынком и потери ими всех регулирующих функций. Литература

  1. 1. Вести. Всеукраинского Центрального Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов — 23 июня 1927
  2. 2...Сборник узаконений и распоряжений рабоче — крестьянского правительства Украины (далее З. У.УСРР). — № 16. — 1921.
  3. 3. З. У.УСРР. — № 29. — 1922.
  4. 4. Ларин Ю. Уроки экономического кризиса. — М., 1924.
  5. 5. Центральный государственный архив высших органов государственной власти и органов государственного управления Украины (далее ЦДАВО Украины). — Ф. 34. — Оп. 9. — Спр. 907.
  6. 6. ЦДАВО Украины. — Ф. 423. — Оп. 2. — Спр. 404.
  7. 7. ЦДАВО Украины. — Ф. — 34. — Оп. 10. — Спр. 110а.
  8. 8. ЦДАВО Украины. — Ф. — 423. — Оп. 2. — Спр. 388.
  9. 9. ЦДАВО Украины. — Ф. — 1. — Оп. 3. — Спр. 1963
  10. 10. Центральный государственный архив общественных объединений Украины. — Ф. — 1. — Оп. 20. — Спр. 2513.

Обсуждение закрыто.