Черниговское издание нового завета 1717 с посвящением гетману ивану скоропадскому

Черниговское издание Нового Завета 1717 с посвящением гетману Ивану Скоропадскому Одной из таких достопримечательностей является приобретенный автором Новый Завет черниговского издание inquarto1717 года с гербом и посвящением гетману Ивану Скоропадскому в родной обложке, покрытой черным бархатом, с родными же бархатными полосками к застежек с серебряными крючками и застежками петельчастого типа, которые несут на себе клейма «72». Обложки изготовлены из плотного картона, траченого вместе с бархатом неактивным на время приобретения червями; местами на бархатной потертой поверхности обложек с лицевой стороны заметны пятна от воска. Не затрагивая тем шрифта, водяных знаков, в полном объеме гравюр и других интересных и важных особенностей издания, должны стать темой отдельных исследований, считаем необходимым сосредоточить внимание на изображении гетманского герба, вступительной части и отдельным иллюстрациям. Для сохранения особенностей документа, при передаче текста применяется упрощенный дипломатический метод, предусматривающий воспроизведения текстов средствами типографского набора в полном соответствии с оригиналом. Все рукописные буквы кириллического алфавита передаются с помощью современного гражданским кириллического шрифта.
Туры в Карловы Вары

Выносные буквы и буквосочетание вносятся в строку и передаются курсивом. Диакритические знаки не сохраняются и не передаются, за исключением тех, которые обозначают произношение одинаковых букв. На второй странице книги, вверху по центру изображен герб рода Скоропадский в первичном классическом виде: три (скрещенные) стрелы остриями вниз (средняя — в столб, а крайние вложенные накрест), перевязанные лентой. Щит серебряный простой, увенчанный шлемом маркиза под короной. Нашлемник — три страусиные перья. Герб выполнен известным гравером Н. Зубрицкая, полная аналогия ему отпечатана в «Ифика иерополитика» в киевском издании в 1712. С обеих сторон герба размещен буквы И. С. Г. В.Е. Ц.П. В. ω.С. Д.З., которые означают: «Иван Скоропадский Гетман Войска Его царского пресветлого величества обеих сторон Днепра запорожского». Ниже помещено стихотворение-посвящение на герб Сила совершается в немощех Хр ис това И деже и есть, там ω побида готова Сил γ у тебя Хр ис ООО γ Вожди совершенно γ Вир γ ем быти, тремя стриламы явлением γ ; Тройственная понеже д в ши твоей сила Память, то γ м, воля так ся с ъ единила Любовию Хр ис товы, яко да ничтоже ω т любве тя онаго ω разл γ чить отлучить Тем же стрелы связанны долл γ ся схиляют; Плоть, мера диявола с Н в б в с уязвляют. В тексте с третьей по восьмую страницы подано собственно посвящение гетману Ивану Скоропадскому — достойный продолжатель меценатских традицийкозацькои старшины и украинских гетманов XVII — начале XVIII в., В том числе — Ивана Мазепы. Поэтому считаем необходимым привести ее полностью: "Б В ЖИЕЮ М И Л ОС тию Пресв Т ЛИ И ШАГО и Державнийшаг ω великаго &omega Г осу д а ря нашего ω Ц а ря и Великог ω Князя ПЕТРА АЛЕКСИЕВИЧА, Всея Большие я , и Малыя, и Билы я Россш самод р жца. Ег ω Ц а р с ког ω Пресвитлаг ω Величества, Войск Запорожски х Гетманов, Ясное Ве л мо же ном γ Его М и л ос ты П а ну Иоанна Илич Скоропадского, Н а шем γ Милостивийшем γ Па т Рона Ктиторова и Добродиевы здравия, в л годействия и всякаго Б в жия ок а гословения временного и вичнаго желаем. Сл ω веса Е ν анге лская, словеса чиста, ω т преч ис тых Параметры Хр ис и Сп а — сителя н а шег ω произшедшая, также где и Ап осто лская дийствие г. Духа пресс вя таг ω гла голое нная, поистине γ сребро с γ во раждеже н н ω и иск γ е н н ω земли, ω Чистка это д мерицею: ЯСНЕ ВЕЛМА ω же // НЕЙ ГОСПОДИН Патроны и Добродия наш. Д в х с вя тый единос γ щен О т ц γ и ег ω единор ω дном γ С и н ω вы, егда снийде на с вя тыя Ап ос т ω лы, тогда вся словеса учения Хр ис т ω ва в с в р д цах их как ω сребро ω т Огнен н ых язык раждегошася, тогда иск γ Сиша сил γ и дийствие гл а гол ω в ег ω б в же ес твенных, тогда ω т всяки х ч в ловических страсти, ω т земнаго ω м γ дрования, ω т плотскаг ω Ω учениы Хр ис световом раз γ Мине, ω ни х же мн ω гажды прежде страданий Хр и с т ω вых обличаемому бях γ , Ω чистишь себя седмочислен н й Д в ха с вя таг ω ок а годатию. Сих своих словес б в жественных в с в р д цах Ап осто лских невещественным Д в ха с вя таг ω огнем ра же деженных, иск γ шенных, очищенных хотя свойство Хр ис то с Г оспой дь показать, сказал к Ученикам своим: г Лаго лы я ко же аз г Лаго лю вам д в х с γ во, и живот с γ ть. Не как ω с γ щественно словеса Хр ис т ω ва, Д в х с γ во, но как ω Д в ха с вя таг ω ок а годаты преисполнена, и как ω ничтоже плотски ω в себя содержат, но вся д в ной ко живот γ вичном γ Бе с смертной γ , Нетлинном γ , Наставляющая. Сия преч ис тая, предражайшая, д в ховнаг ω м γ д рования преисполненная, животворная словеса Ев анге лская и Ап ос толская, первые типографских х γ дожеством в с вя то Обители н а шой напечатана, кому // в первых преподать подобает: Мы в изданиы мера Б в жественныя Книги потр &gamma ; дившиися приемше во ум с вя таг ω Ап ос тола Па ν ла наказание к Т ν мофею с вя том γ писанное: Ты убо чад ω мое во с Магай ω ок а годаты, юже ω Хр ис ты и ИСУ си, и якоже слышал еси ω т меня мн ω гими свидетелы, сия предажд верным ч в л в век ω г. , иже доволны бы γ д γ т и Иных на γ чить: обритохом над вирнымы ч в л в вики вирнаго строителя и м γ драг ω ЯСНЕ ВЕЛМОЖНОСТЬ Ва ш : его же за Вирна во и м γ дро во Г ос п в дин по Б в зи Пресв т лийший и Державнийший Г осу д а г. Наш Ц а рь и Великой Кн я зь Всея Великия г. Малыя и Билыя Р ω ссиы Самодержец ПЕТР АЛЕКСИЕВИЧ осанки на д Домом свои г. на д Малой Р ω ссиею, и на д челядию своею на д вирнымы Своим по д даным, еже даяти им пищ γ в время: пищ γ ведь не телесные γ ю, точию, но и д в духовно γ ю. Это бы ω наипаче свойстве н н ω есть началств γ ющим, властию ω т Б в га почтенным великоименитым м γ стажем НЕ точию ω общом добры к тыла належащий, но и ω д γ писца промышляты, и ω ная седмочисленная м и л осе рдная дила НЕ точию тыл γ но и душе н γ ждная творить. Нелишает Дом Ваш Рементарский ω т иминия Богом себя да н наг ω и ω т Пресвитлийшаг ω Монархи засл γ гаммы при ω бретенаго // тилесныя помощи треб γ ющих: свидителств γ ют о сем алч γ щиы, ω т Дом γ Реиментарског ω питаемого, жажда γ щиы напаяемы, наги ω диваемы, странный угощаемы, Немощные посищаемы, неповинныы ω т темницу свобождаемы, плинникы иск γ пляемы, по яковая дила с ок а гословеннымы нес γ минно наслидишы Ц а р с твие н в б ес ное. Довольно н в во ЯСНЕ ВЕЛМОЖНОСТЬ Ва я : и Д в духовно γ ю пищ γ Ω т сокровища благораз γ г. наго с в р д ца своего треб γ ющы г. преподават, яко и с млада с вя щенная писания в водовороты около а гочестивой воспита н ный навык еси, мог γ щая НЕ точию самаго ЯСНЕ ВЕЛМОЖНОСТЬ Ваш γ но и прочии х Власти Рейментарской по д чиненны х ум γ д рыть в спасении, в Загра же дение б в гох γ лны х уст еретическы х на Ц в рко в н а ш γ с вя т γ й и на правосл в ное благочестия лающий. Даде Б в г ЯСНЕ ВЕЛМОЖНОСТЫ Вашо и Уста и премьер уд расти мог γ ща я согришающы х исправляты, НЕ γ Таможенные х на γ чат и , сомнящы г. ся добрый совы т подать, ω сп Ассен иы ближняг ω промышляты, печалны х утишаты, ω Бидий терпеливо д γ ш но сносить: долги должника г. ω ставляты. Сия добродителы верно во и м уд рость в правлениы Реиментарск ω г. разсмо т ривающы свя тая Обитель наша, достойно яко Верном γ и м уд ром γ строителю Б в жию, своем γ же изра д нейшем γ Патронов, Ктиторова и Добродиевы НЕ // оциненный сей Талант словеса Ев анге лская и Ап ос толская первые ω т нас Т ν ум Мир γ Явление предает и вовирает. Царица Савская прийдя ω т конец земли слышати Премьер уд рость Солом ω нов γ и егда Слыша, ублажаше пре д стоящы х ем γ и посл γ шающы х смысла его, но воисты н н γ болие Соломона зде чт γ еще сею б в же ес тве н н γ й книг γ обрящеши ЯСНЕ ВЕЛМОЖНОСТЫ Ва ш : елико бы ω Со с датель создание, толико премьер уд рость в словесах Е ν анге лских и Ап ос толских сокровиш н на превосходы т премий д рость Солом ω нов γ . Блаже н нейших убо в во бе с соравнения ЯСНЕ ВЕЛМОЖНО во Ва ш : ушеса и с в р д это прилагаяй к сей Б в же ест ве н ной премьер уд расти. И понеже мера и с млада взыскал еси прилижно, и не проси л еси в Б в га тлинны х бага т ств, време н ныя чести и славы, яко си и скоро преходящие, сего советов и даде Б в г ЯСНЕ ВЕЛМА ω же : Ва ш : с в р д это смысл н но на посл γ Шане и с γ же дение правосл в ны х людей Малороссийская х , к сем γ же и ихже непростая л еси, даде бога т ство и слал γ . Ц а рь Сол ω мо н превозносы т премьер уд рость паче злата иск γ е н на, более сребра чистая, более камней многоцы н ны х : л γ чше сказал премьер уд рость камение многоцы н на, всякоже драгое недостойно ея в во : сими словесы Ц а ря премьер уд Раго ω бнадежены дерзнет γ хо г. сию Б в же ест венн γ ю новаго завитые книг γ (: В ней же вся сокровища премьер уд расти и раз γ ю Б в жия со // крове н на с γ во :) приносить ЯСНЕ ВЕЛМОЖНОСТЫ Ва ш : в да р ок а годарстве н ны и по ок а годияния Рейме н Тарская, с вя то ω Бител зачем и ω билно всегда подаваемыя, надиющеся нес γ мнинно яко более всякаго дражайшаго дара любое с ние восприймешы. Большой Алекса н дер е же д γ иными коры в мы Дария Ц а ря Персы д Скаген ω течения ковчег мы р ок а говонних полный злато г. чисты г. , драгоцы н ными бисером и Адама н тами вн γ ТР и вни украше н ней, в немже зило себы любимия Гомера Заключи Книги, г Лаго ля: яко достоверных и ны с γ во таковаго хранилища. С в р д это ЯСНЕ ВЕЛМОЖНОСТЫ Ва ш : ок а говония ди л добры х по л но течет н но в во и с издревле к с вя то Обители Нашей любовию Пребл а гослове н ной Д в вы Б огороды ци в Иконы свое и М γ додийс т в γ ющой, ω т несет убо СИЭ к приятию не г ω Мировой и яко потому и но предостойнийшо и новаго завитые Книги, я ко же самая пре д вичная несозда н ная составы Премьер уд рость, в десницу своий содержащая долгот γ дний, и литая живота, и в ш γ йцы бага т ств ω и слав γ я ко же в УБЛ а гославит ЯСНЕ ВЕЛМОЖНО во Ва ш : здравствие г. долгоденствие г. , богатство г. и славой време н ной и вичною, ω т всего усердия желаем.

Обсуждение закрыто.